Главная

Авторизация

Регистрация только для лиц, имеющих какое-либо отношение к Кривандино и краю. Для подтверждения отправьте письмо на e-mail администратора сайта





Забыли пароль?

Кто он-лайн

Статистика

посетителей: 3594952
ТАЙНА СЕЛА КРИВАНДИНО Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
09.12.2009

  Галина Крамич

Глава из книги "История и тайны земли шатурской", Шатура, 2007

 

ТАЙНА СЕЛА КРИВАНДИНО

     Редкий шатурянин не слышал о селе Кривандино. В советское время его упорно именовали поселком, да и сейчас многие так считают. Ведь село предполагает наличие церкви, а сейчас там никакой церкви нет. Но церковь там была, даже не одна, а две: Воскресения Христова и Покровская. Закрыты они были уже при советской власти, в конце 30-х годов двадцатого столетия. Одну разрушили, вторую переделали в клуб, потом в жилой дом. Но речь не об этом. Давайте подумаем о названии села.

 

       На первый взгляд, все ясно и понятно: Кривандино (некоторые еще приводят якобы более раннее название "Кривалдино") от слова "кривой". Расположено село на берегу реки Поли, значит, название произошло от характеристики местности - искривления русла реки. Действительно, река Поля здесь делает заметный изгиб, но если внимательно посмотреть на географическую карту, то не меньшие повороты русла есть и ниже, и выше по течению. Примеров топонимов, связанных с искривлением речного русла, предостаточно: Кривули, Кривуша. Но заметьте - в этих названиях нет буквы д. Да и откуда ей взяться в словах, происходящих от слова кривой. Топоним «Кривандино» явно выпадает из этого ряда. Откуда же и почему появилась в названии села буква д!
       Есть одно уже подзабытое слово, содержащее эту букву, - кривда, антоним правде. Раньше оно было достаточно употребительно и в разговорной речи, и в литературе.

Кривда с Правдою раталась (билась - прим. Г.К.),
Правда Кривду одолела.
Кривда на Земле осталась,
Правда в Небо улетела.

     Это вольный перевод отрывка из «Голубиной книги», которая тоже считается памятником древнерусской литературы. Очень философское и глубокомысленное четверостишье: Кривда проиграла битву и потому осталась на Земле, а Правда улетела на Небо, туда, где, по мнению древних, гораздо лучше, чем на Земле, и куда попадают только избранные. Так вот получается, что название села в Шатурском районе каким-то непостижимым образом связано с этой самой Кривдой. Уж не здесь ли, на берегах реки Поли, и происходила та сказочная битва?
      Другая разгадка может таиться в... ошибке. Да, да. Ошибки допускают не только ученики в школе, но и государственные мужи, выполняющие ответственную работу. Один из таких мужей, составляя карту восточной части Московской губернии, двести лет назад допустил ошибку и написал "Погост Кривандан", вместо "Кривандин". А если это не ошибка, и картограф знал что-то, чего не знаем мы? Тогда Кривандино - это «кривая река», ведь элемент -дон, -дан в древних языках имел значение «вода», «река». Пример тому названия больших рек -Дон, Днепр (Донепр), Дунай (Данай). А есть и еще вариант перевода: «река кривичей».
 
      Для информации: Согласно писцовой книге Коломенского уезда в 1577 г. была деревня Кривандинская, Нестеров конец тож на речке Бесенке, которая находилась в поместье за Богданом Ивановичем Кучиным. Ныне это д. Нестерово Ра-менского района (Аверьянова М.Г. «Край Раменский», М., «Энциклопедия российских деревень», 1995, с. 355).

     Кто такие кривичи?

      Племя кривичей, наверное, самое таинственное из славянских племен. Во многих источниках оно упоминается и... не более. Говорится, что осело это племя в районе Смоленска. От них остались там многочисленные курганные могильники, которые исследуются археологами вот уже более 130 лет. И все. Как видите, ничего определенного. Нет ответов на вопросы: когда и откуда пришло это славянское племя, почему так названо? Даже с предположениями туговато. Разве что в одной научно-популярной статье, совместно написанной доктором истории Н. Гусевой и профессором филологии А. Ахуджа, встречаем намек: в числе пришедших из Европы в Индию три тысячи лет назад народов было племя криви. И еще в этой же статье рассказывается, что язычники-славяне поклонялись огню. Одно из имен бога огня - Кравьяд. А во многих древних могильниках, в том числе и расположенных в Шатурском районе, археологи находят следы трупосожжения, а также кострища от ритуальных костров. Это позволяет сделать вывод, что оставившие их люди тоже поклонялись огню, возможно, его богу Кравьяду. Не отсюда ли и название этого народа -"кравьядичи", преобразованное потом христианами-летописцами в "кривичей", то есть людей, исповедующих неправильную, "кривую" веру? Возможно, и Кривандино - это бывшее святилище, место, где совершались обряды, посвященные богу огня Кравьяду. Не зря же потом здесь возник православный погост. Как правило, христиане, боровшиеся с язычеством, ставили свои церкви в первую очередь там, где было языческое "святое место". Такая политика. Она потом повторилась, когда атеисты стали бороться с религией и устраивать клубы в бывших храмах.
         Для особо любознательных и дотошных читателей могу привести еще легенду из книги Ю.В. и Ю.Г. Мизун «Тайны языческой Руси» о древнем вожде Богумире, жившем в степи и имевшем трех дочерей. Выдал он этих дочерей замуж за Утренника, Полуденника и Вечерника, и пошли от них три рода: древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь имела имя Древа, вторая - Скрева, а третья - Полева. Сказка ложь, да в ней намек... По другой легенде родоначальником племени кривичей был все-таки мужчина - вождь Крив. И, между прочим, в латышском языке название кривичи сходно с обозначением всех русских (krievisks, krievs) и России (Krievija).
        Ну и еще немного сведений, теперь уже для любителей острых ощущений. В старославянском и древнерусском языках слово "кровь" писалось "крЪвь", где [Ъ] произносилось как нечто среднее между [и] и [е]. А в украинском языке и сейчас есть слово "кривавыи' - кровавый; в болгарском аналогичные слова: "крывяны", "крывавы"; в словенском кровь - "kri". Вот и думайте теперь, кто же они - кривичи: кровные-родные или кровавые?

Кривич. XII в. Раскопки А.Г. Векслера. Московская обл., Одинцово. Реконструкция М.М. Герасимова.
     

 

 

 

 

 

          В киевской летописи кривичи описываются как народ, стоящий на низком уровне культуры, дикий, «не ведущи закона Божия, но творяще сами себе закон». Из такой характеристики ясно, что в то время, когда славяне Киевской Руси были уже христианами, кривичи еще придерживались своей языческой веры. Вместе со словенами, чудью и весью кривичи принимали участие в призвании варяжских князей, они упоминаются как участники походов князя Олега (Вещего) на Киев и «на грекы». Последний раз термин «кривичи» встречается в летописях за 1162 год. Археологи узнают погребения кривичей по характерным курганам, до них финно-угорские племена хоронили  своих  покойников, не насыпая над ними высоких холмов.
       Профессор истории Е.Ф. Будде, изучая материалы археологии, пришел к выводу, что к XII веку кривичи расселились по территории Владимирской губернии и северным уездам Московской губернии. Более того, он находит кривицких поселенцев в Касимовском уезде Рязанской губернии, а это по соседству от нас. В Шатурском районе курганные могильники обнаружены, как мы уже знаем, у деревни Коренец, а также у села Илкодино и... у Кривандина! Коренецкие могильники исследованы, и установлено, что они относятся к бронзовому веку, а вот до Илкодинских и Кривандинских у археологов руки не дошли, и эти курганы пока скрывают свои тайны (кстати, топонимы Кривандино и Илкодино схожи тем, что имеют элемент -дин-).
       Принимая во внимание все вышесказанное, попробуем сделать смелый вывод: Кривандино сохранило в своем названии память о кривичах, пришедших в давние времена на берега реки Поли и поселившихся здесь. Почему-то эти места не были обжиты финскими племенами, по крайней мере никаких археологических данных о них нет. Кривичам, видимо, пришлось самим давать название реке. Поля - название явно славянское, в отличие от финно-угорских: Пра, Ока, Чащур и других. Оно происходит от слова полый, то есть пустой, ничем не заполненный (никем не заселенный?), открытый. А в более древнем языке, на котором говорили народы, эвакуировавшиеся от холодов в Индию, корень pal- входил в слова, означающие "болото, трясина, топь". Кстати, в озеро Ильмень, на берегах которого осело племя словен, впадает река Пола, в нее в свою очередь - речка Полометь. А в нашу Полю впадает речка Поли-ха. Что это - случайное совпадение или закономерность, которую мы пока не можем понять?
Вообще же Шатурский район оказался в уникальном месте. Треугольник, защищенный руслами рек Клязьмы, Москвы и Оки, явился как бы заповедником, где дольше всего сохранялась самобытность местного населения. А во времена Великого переселения народов здесь оказалось пересечение путей нескольких племен или племенных объединений, их встреча и смешение культур. Забегая вперед, можно сказать, что и позднее, когда стала образовываться русская государственность, и появились удельные княжества, наш край снова оказывается перекрестком: по нему проходит граница между Московским, Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами.

Комментарии
Добавить новый Поиск
Надежда  - Храмы Кривандино   |2010-03-24 17:38:33
Ещё 36 лет назад, когда я училась в начальной школе, моя первая учительница
Синицына Людмила Фёдоровна, совершая с нами экскурсии на реку Поля(детьми мы
называли это место Торфянка), предупреждала об осторожном передвижении по
сосновой роще, что возле клуба. Говорила, что это старое кладбище, и очень
опасно, если мы наступим на ямку - это старая могила. Мы шли "гуськом",
осторожничали. А сейчас на этом кладбище стоят красивые дома-коттеджи. Ужас!
Николай  - Храмы Кривандино   |2010-03-24 20:21:17
Надежда, то, что Вы написали, действительно тайна и загадка. Я учился в
начальной школе с 66 по 70 годы, нас тоже водили на Торфянку, да мы и сами
бегали туда. А сосновый бор был для нас любимым местом игр в войну. Там
оставались с военных времен яма от бомбоубежища. Но то, что там было кладбище я
слышу впервые. Древний погост у нас там, где стояли церкви, около стадиона. Еще
есть заброшенное кладбище в лесу, через железную дорогу от нынешнего нижнего
склада леспромхоза.
Спасибо, Вам за загадку. Может Людмила Федоровна еще сможет
разгадать эту загадку.
Дмитрий  - Старое кладбище   |2011-09-04 19:02:03
Действительно, место очень странное. Одни холмики,на которых растут деревья и
кусты. Нет огорождений ни памятников, ни крестов. Кстати, есть могилы соввем
маленьнькие. Как буд-то детские. И всё среди леса. Одна могила огорожена,там два
захоронения, лежат цветы.
Николай   |2011-09-04 19:24:11
Дмитрий, вообще-то речь идет о месте за бывшей начальной школой, там сосновый
бор. А вы имеете в виду старое кладбище за стадионом. Там до 30-х годов стояли
две церкви. А то, что от могил остались одни холмики, то это из-за того, что
памятники и гранитные плиты вывезли в 40-х годах. Хотели на месте кладбища
сделать парк. Место это вовсе не странное - это исторический центр Кривандино,
которому в следующем году исполняется 515 лет. То есть 515 лет первому
упоминанию о Кривандино.
Сергей  - Старое кладбище   |2011-09-27 17:08:09
Присоединиясь к Дмитрию.
Помимо старинного кладбища котороое находилось в самом
селе,как говорит Николай.Есть ещё одно через железную дорогу и оно не иммет
никакго отношения к стадиону.Дмитрий всё описал точно.Я сам его видел и эти две
могилы с цветами и оградой даже фотку сделал.Интересно что это за захоронение
такое...Могил очень много.Поначалу когда заходишь в лес их немного,но когда
идёшь дальше аж жутко становиться, могил очень много.
Николай   |2011-09-27 18:37:14
Сергей, Дмитрий все правильно написал про лесное кладбище, но Надежда имела в
виду сосновый бор правее нынешнего Кривандинского клуба, или за бывшей начальной
школой или яслями (школы и яслей теперь нет). А лесное кладбище я помню еще не
заросшим и ухоженным. Вокруг всех могил стояли оградки из штакетника. Мимо этого
кладбища шла старинная дорога, соединяющая Кривандинский погост с деревнями
Мелиховская и Горяновская.
Андрей  - от куда название?   |2011-04-21 22:02:29
....давным давно ( если углубиться в историю)в этих местах стояли литовские
племена. Они то и дали название(-я) поселениям и не только... Кривандино - от
литовского "kreivas vanduo" ([КРЕЙВАС ВАНДУО]), что в переводе означает
КРИВАЯ ВОДА. Река Поля своими изгибами это подтверждает...да и река Летовка,
которая протекает через Середниково, раньше называлась Литовкой.....
Николай   |2011-09-04 19:27:57
Вообще-то, Андрей, давным давно здесь стояли не литовские племена, а
праславянские племена, из которых в последствии вычленились балты.
Александр Прошин   |2011-10-11 23:29:12
Мы тоже на перемене бегали по тому кладбищу, за школой в Кривандино, помню -
жутковато было(друг-друга пугали рассказами). Мой прадед Яков Егорович в
середине 20 годов 20века был захоронен на кладбище, у церкви, у стадиона - был
валун, а теперь ухе нет, обидно могилку не смог найти.
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Последнее обновление ( 13.12.2009 )
 
Advertisement

Голосования

Ну как Кривандинский сайт?
 
Яндекс.Метрика