Артгалерея Завьялова Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
21.11.2014


Артгалерея работ Николая Завьялова

     Завьялов Николай Николаевич заслуженный художник РФ. Родился в 1946 г. в Кривандино в семье второго секретаря Кривандинского райкома партии Завьялова Николая Ивановича и учителя начальных классов Завьяловой Лидии Ивановны. Семья Завьяловых проживала на улице Центральная д. 60.

    В 1975 г. окончил МГХАИ им. Сурикова. С1976 по 1979 гг. стажировался в творческих мастерских Российской Академии художеств. C1979 г. член Московского союза художников. Участник московских, республиканских, зарубежных и международных выставок. Награждён дипломом и серебряной медалью Российской Академии художеств. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее современного искусства в Кельне (ФРГ), в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

 


 
 
 
   
 
 
   
 
 
 
 
   
   
   
 
 
   
   
 
 
   
   

 

О творчестве Николая Николаевича Завьялова

Статья из сборника «Терновый куст», IV, 2013 г.

 

Автор статьи - Михаил Павлович Лазарев,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации,
почетный член Российской Академии художеств,
главный редактор журнала «Искусство»

 

Статья

 

Николай Николаевич Завьялов

Заслуженный художник РФ.

Родился в п. Кривандино Московской области.

В 1975 г. —  окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская народного художника СССР Е. А. Кибрика). 1976-1979 г.г.  —  работал в творческой мастерской Академии Художеств СССР под руководством Е. А. Кибрика и О. Г. Верейского (народный художник СССР). В 1979 г. —  вступил в Союз художников СССР. С 1973 г. — начал участвовать в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.


Награды:

Работы художника были отмечены медалью Шестнадцатой Всесоюзной выставки дипломных работ (1976 г.), Дипломом Академии художеств СССР (1980 г.), Дипломом Союза художников СССР (1981 г.), Дипломом Академии художеств России (1996 г.), Серебряной медалью Российской Академии художеств (2001 г.).

 

Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственной картинной галереи, Музея Современного искусства в г. Кельн (Германия), музеях Красноярска, Тобольска, Херсона, Семипалатинска, Николаевска, Махачкалы, а также в частных собраниях России и за рубежом.

 

 

В прошедшую историческую эпоху в искусстве превалировал постмодернизм, перепутавший прошлое и настоящее, начала и концы. Отвлеченностью своих помыслов, бегством от идей, где выдумка выдается за истину, он исчерпал свои возможности. Нельзя сказать, что и реалистическое искусство в наше время сильно продвинулось. Но там, по крайней мере, есть живое слово, стремление вернуться к первоосновам нашего существования, непосредственному восприятию взаимоотношений современного человека и окружающего мира. 


Подлинность бытия, переданная сугубо художественными средствами, отличает творчество Николая Завьялова. Его живописи и графике свойственен целостный взгляд на мир, присущее русскому искусству понимание природы как источника жизни, исторического культурного пространства. Не природа сама по себе, хотя и увиденная незамутненным взглядом, но человек в ней, можно сказать, по определению жанр в пейзаже, даже несколько эпический взгляд на мир — основное содержание произведений Завьялова. При неразрывности связи времен при совершенно других социально-исторических условиях - Завьялов обладает абсолютно современным мировидением. Каждое поколение открывает для себя по-новому вечную и неизменную красоту сущего. Образы произведений Завьялова имеют конкретное происхождение, Это, в первую очередь, Переславль и почитаемый московскими художниками русский Север - архангельские и вологодские края. Жизнь в Переславле заставляет особенно оценить и почувствовать поэзию провинциального дома, его центр мироздания, который художник буквально построил своими руками. 


Событийной основой творчества Завьялова является не перестающая волновать сердце художника смена времен года. Казалось бы, вековая тема мирового искусства, но от нее также невозможно уйти, как и от законов природы. Все остальное вкладывается в ее содержание. В изобразительном плане - место обитания художника и прилегающие окрестности - соседские строения, заборы, сады, люди, населяющие эту ойкумену. С простотой и спокойствием Завьялов живет чуть-чуть в стороне от шумного, суетливого и самонадеянного века. В мире, где всему находится свое место, где красота остается красотой, добро - добром, природа - природой, искусство - искусством. 


Текучесть жизни, безвозвратность ее мгновений воплощена в мимолетном образе девушкой в голубом платье с подчеркнуто милой провинциальной типажностью. Еще миг - и она скроется за поворотом (прекрасная незнакомка), но навсегда оставшись запечатленной в картине Завьялова «Деревня Новая. Переславские мотивы» (1982. Бумага, темпера). Буйная поросль окраины огорода, дом с покрытой толем крышей, скворечники, поленницы дров, чинно ступающая женская пара и полуголый мужик с ведрами воды... И, главное - солнце, почти непременный атрибут картин Завьялова, озаряет деревенскую улицу. Статичность картины как бы призвана олицетворять вечно длящееся теперь. 


При всей эмоциональной скрытности образов Завьялова, и «обыденности», простоте сюжетов в них преобладает духовное, личностное начало. В разнообразии композиционного мышления художника заключен отход от штампов. И - что важно - при кажущейся детальности композиций - отсутствие иллюстративности, образная цельность, но, как это сделано, является подлинной загадкой. Картины Завьялова надо не «смотреть», а созерцать. Куст смородины в утренней росе для него важнее вычурных философских истин. Хотя это и есть подлинная философия бытия человека, осознающего себя особенно в окружающем его течении времени. На первый взгляд спокойное, «безмятежное» жизнеописание заставляет зрителя задуматься о смысле бытия. Герой картин - сам художник. Он остается внутри их беспристрастным, веселым или сосредоточенным наблюдателем и соучастником. Каждая его композиция воспринимается живописной новеллой. 

Особенное свойство таланта Николая Завьялова - его картины почти всегда окрашены ощущением уюта, мира и спокойствия. Эти чувства в полной мере сохраняются в картине «Заготовка дров. Переславль» (1999. Холст, масло), подлинном шедевре Завьялова. Он возвращается к летнему мотиву изображению двора/где ушедшим летом «творили букет». Забытый до следующего лета столик в углу занесенного снегом двора, заваленного бревнами и напиленными дровами, пространство композиции открывает воздушную перспективу, уходящую ввысь и вдаль через по-зимнему прозрачные древесные вершины. Левую часть картины занимает глухой фасад «деревенского» дома. Под ним невозмутимый человек в ватнике и треухе, с цигаркой во рту, распиливает, уложенное на козлы бревно. Здесь, видимо, надо сказать об удивительном качестве Завьялова - он умеет показывать в своих картинах состояние погоды с точностью, как говорится, «до одного градуса». Так и в рассматриваемой картине ощутимо передана серая погодка пасмурного оттепельного дня с влажным снегом и возвышающемся над сугробом сухим растением на переднем плане. 


Берег реки Трубеж, водной артерии Переславля, впадающей в Плещеево озеро, еще один из излюбленных мотивов живописи Завьялова. Как и обычно, в его работах солнце пробивается сквозь кроны столетних деревьев, растущих по речным берегам. В картинах «Старые деревья» (1985. Бумага, темпера), «Купание на Трубеже» (1984. Бумага, темпера) переславльское лето наполнено бурно кипящей жизнью, люди погружены в свои занятия, на заречной улице - спешат по делам. Но, кончается сезон («Осень в Переславле» (1983. Бумага, темпера), и пустеют берега реки, лишь на противном берегу одинокая женщина полощет белье. В картине «Начинается весна» (1998. Холст, масло) река еще покрыта льдом, но по берегам уже много проталин, человек в кепке красит днище лодки, готовясь к предстоящей навигации. На перемене эпох, а именно таким видится последнее десятилетие, как правило, происходит обновление самых разных видов и жанров искусства. Нельзя сказать, что Завьялов совершил в этом смысле революцию. Но, пережив уроки соцреализма и вообще разных реализмов, он, в отличие прошлого опыта и вроде бы внешнего сходства каких-то параметров, обнаруживает хоть и ненавязчивую, но иную трактовку видимой реальности. Это сказывается, прежде всего, в эмоциональном строе его композиций. Он по натуре оптимист, но не пропагандирует своей позиции, вовлекая зрителя в свои картины образным содержанием (не хочешь - проходи мимо). Этот обжитой и солнечный мир не хочется покидать. Все изображенное Завьяловым - давно знакомое и родное, но в его картинах это приобретает новое психологическое содержание, «за кадром» вобравшее в себя весь опыт нашей противоречивой и подчас горестной жизни. 


Содержание картины «Вечер. Старая церковь» (1985. Бумага, темпера) отнюдь не является самодостаточным изображением некоего «памятника архитектуры». Композиция в своей образной основе приобретает поистине фантасмагорический характер. Поразителен контраст величественной архитектуры старинного, монументального, возвышающегося над всей округой сооружения и хаотично, тесно расположившихся у его подножья слепленных «на живую нитку» домишек и сараюшек с дырявыми, латанными, покрытыми толем крышами, сохнущим бельем на веревке, повалившимся забором на переднем плане, теткой с козой и мужиками, сгребающими сено. Композиция сплетена художником в тугой живописный узел, некий знак, обозначающий неизбывную российскую реальность. 


Еще раз подчеркнем - искусство Завьялова - интроспекция абсолютно современного человека. В нем нет ложных поэтических ориентиров на какую-то литературу. Он не навязывает своих рефлексий, его переживания созерцательны. Нет подчеркнутой декоративности, надуманной экспрессии и ура-патриотических интонаций, в отличие от иных художников, видящих поэтику русского пейзажа исключительно в изображении березок и церквей. Однако еще остались вне нашего внимания живописные интерьеры Завьялова «Вечер в старом доме» (серия «Деревни Севера», 1990. Картон, темпера) - добротное и с глубоким пониманием удобства и красоты (лепоты), как и все старые дома (Вологодские и Архангельские края) воздвигнутое строение. Улица за окнами еще освещена солнце. Просторная, погруженная в полумрак вечеряющего дня, горница объята тишиной. Вспоминается славная традиция русской интерьерной живописи, связанной, в первую очередь с Венециановым. Женщина с рукоделием сидит на лавке у окна. Пустынность и просторность комнаты, занимаемой только видимой половиной стола с букетом цветов, открывается, словно сценическая площадка, из сеней через открытую настежь двустворчатую филенчатую дверь, что придает картине некоторую театральность. Но главная интрига композиции - проникнувший в дом пылающий оранжевый закатный луч. В темноте, под потолком просматривается типичная для провинциального дома рамочка под стеклом с фотографиями родственников и голая» лампочка под потолком. Пространство интерьера заряжено лирической энергией. 


Гармония в душе художника, простейшие образные системы, очищенные от многозначности и символичности составляют смысл композиционного мышления Завьялова. Прошлое и настоящее живут в его интерьерах полноценной жизнью. В творчестве Завьялова явственно выступает культ дома, семьи, особенно в работах «Утро в старом доме»(1986. Бумага, темпера) и «Письмо» (серия «Переславские мотивы». 1981. Бумага, темпера). Композиции «Переславский интерьер» (1996. Холст, масло) и «Деревенский натюрморт» (2002. Холст, масло) - запечатленная память. В них нет сентиментального любования объектами изображения, скорее   - серьезная сосредоточенность на проблемах российской истории. Присутствие примет старины, даже заурядных вещей, воспринимается как путеводитель по чьей-то судьбе.


Однако не все в нашей жизни связано с безмятежностью. Кончаются солнечные дни, приходит к концу и человеческая жизнь. В картине «Последняя осень» (1999. Холст, масло) — изображен когда-то добротный северный дом с мансардой и балкончиком. В нем жили многие поколения, теперь, видимо, остался последний представитель когда-то многочисленного (судя по размерам дома) рода - опирающийся на палку старый человек, задумчиво бредущий вдоль ограды. Безрадостное освещение пасмурного дня, меланхолический узор осыпающихся желтых листьев, старый дом, погруженный, кажется, в невеселые размышления, соответствующие настроению его последнего хозяина - все это производит впечатление грустной красоты. Завьялов много рисует, придавая рисунку большое значение как самостоятельному виду искусства. Приемы, стилистика в его рисунке разнообразны. В свое время, в серии «По земле Вологодской» (1975. Бумага, картон) он отдал дань модернистским тенденциям, и небезуспешно: сюжетно-композиционные работы «Пристань Брусинец», «Деревенские хлопоты», «Отец едет» и другие построены по принципам наивного искусства. В них много присущего народному искусству занимательных сцен. И, как ни странно, их стилистическая условность способствует еще большему выявлению специфики северной природы.


Как представляется, множественность смыслов и ассоциаций при видимой простоте изображения является определяющим свойством искусства Николая Завьялова. При отсутствии «высокого стиля» в своих солнечных работах он отобразил повседневную жизнь России с ее вековыми устоями.


                               Михаил Лазарев 


Электронная версия текста статьи любезно предоставлена Екатериной Лопатиной


   В октябре 2013 г. в Выставочном зале Союза художников России экспонировались картины четырех художников.

   Это четвертое публичное выступление творческой группы «Терновый куст» за уже 20-летний период. Предыдущие выставки прошли в 1993, 2001 и 2003 годах. По разным причинам в этой экспозиции принимают участие четыре художника: Валерий Гошко, Николай Завьялов, Николай Комаров и Андрей Лопатин.

   Несмотря на яркую индивидуальность и стилевые различия, художники продолжают демонстрировать общность идейных установок и высочайшую требовательность к своему мастерству, что лежало в основе первоначального объединения столь разных авторов.

   Посещение этой выставки сродни прочтению хорошей книге. Выставка вообще имеет много отсылок к классической литературе. Герои серии «По берегам Енисея» Андрея Лопатина – напомнят нам о великом Викторе Астафьеве, работы Николая Завьялова сродни деревенской прозе шестидесятников. Творчество Валерия Гошко и Николая Комарова наполнено образами из древних мифов или произведений эпохи Возрождения.

   И так же, как редеет круг читателей классической литературы, так же все меньше поклонников хорошей, крепкой живописи, мастерского рисунка, неспешного и вдумчивого искусства, которое пора уже заносить в «Красную книгу» и охранять, как золотой фонд нашей культуры.

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Ирина Трубицына  - потрясающе!   |2009-06-11 14:33:55
Это потрясающе! неожиданное чувство радости возникло глядя на избенки и
живописные места нашего родного края.
Виктор Борисов   |2016-01-19 12:10:39
Сложно найти слова, чтобы передать чувства, которые возникли в моей душе после
просмотра галереи работ Николая Завьялова. В этих картинах что-то очень важное,
трогательное, до боли знакомое и родное. Картины светлые и радостные, и вместе с
тем ностальгические. В них отражен тот патриархальный быт нашей русской деревни,
который мы с ужасающей скоростью теряем. И от осознания этой потери рождается
печаль и боль.
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Последнее обновление ( 03.01.2018 )
 
Advertisement
Яндекс.Метрика