Главная

Авторизация

Регистрация только для лиц, имеющих какое-либо отношение к Кривандино и краю. Для подтверждения отправьте письмо на e-mail администратора сайта





Забыли пароль?

Кто он-лайн

Статистика

посетителей: 3337189
Кривандинские загадки Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
14.01.2009
Борис Рудовский

 

Удивительное событие и «лишняя» церковь

В 1776 г. в наших краях произошло нечто удивительное. Одновременно было завершено строительство двух церквей и назвали их одинаково.

Одна Покровская церковь была построена в Кривандино при участии вице-канцлера правительства Екатерины II князя Александра Михайловича Голицына (1723-1807), который «немало поспособствовал» ее строительству и освящению.

Другая строилась впервые в деревне Власовской его младшим братом Петром Михайловичем, генерал-майором (1738-1775). Он был владельцем земли, на которой находилась деревня, и досталась она ему по наследству от отца, Михаила Михайловича, Командующего Русским флотом, генерал-адмирала (1684-1764). А еще раньше ей владел дед, Михаил Андреевич, воевода, боярин (1640-1687). 

 

Не могут не возникнуть вопросы. Почему братья, далеко не бедные люди, не стали строить вместе во Власовской, допустим, в память о деде и отце, более богатую деревянную или даже каменную церковь? Получив в 1775 г. в наследство поместье в селе Константиново Рязанского уезда, Александр Михайлович строит там каменную Казанскую церковь, которая открывается в 1779 г. А почему сами дед или отец, тоже не бедные, не построили церковь во Власовской? Ведь крестьяне деревни были причислены с детьми к Воскресенской церкви в Кривандино и должны были  каждый раз преодолевать свыше десяти километров в один конец, отстоять службу и вернуться. И, наконец, здание Воскресенской церкви было заново перестроено в 1740 г., т.е. не так уж давно по сравнению с 1776 г., и, надо полагать, с учетом количества прихожан. Не выглядит ли вторая церковь в Кривандино непонятным излишеством?

 

Москвичи «разных чинов»

Возведенное в 1740 г. новое здание  Воскресенской церкви было построено очень добротно и простояло необычно долго – почти двести лет. Кроме того, церковь впервые обрела колокольню. В одном из напрестольных евангелий появляется запись о том, что построено здание «подоянием Христолюбивых людей – Московских жителей разных чинов … ». Почему же москвичей интересовали церковные дела в далеком Кривандино? Вряд ли юный Александр Михайлович был тому причиной.

Известно из старинных писцовых книг, что предыдущее здание существовало, по крайней мере, с 1640 г. и имело Покровский придел (дополнительный боковой алтарь). В здании постройки 1740 г. такой придел отсутствовал.

 

Отгадки по загадочной подсказке от Юлии Ивановны

В научно-исследовательском Отделе рукописей Российской государственной библиотеки работала некогда Ю.И.Герасимова (1920-82; родилась в Кривандино; была учительницей истории Кривандинской средней школы), ученица академика М.В.Нечкиной, доктор исторических наук. Как она рассказывала, в архивных фондах Отдела ею был найден документ,  в котором содержались сведения о том, что первая церковь в Кривандино основана по повелению Великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича (1350-89; Дмитрий Донской). Увы, пока остается неизвестным, о каком именно документе шла тогда речь…

 Эти сведения и события, связанные  с венчанием в 1366 г. Дмитрия Ивановича и княжны Суздальской и Нижегородской Евдокии, дают возможное основание для объяснения того, почему первая церковь в Кривандино называлась Воскресенской. В те времена венчание устраивалось, так сказать, по месту жительства отца невесты. Но, Великий князь считал ниже своего достоинства ехать к удельному князю. А тот не считал возможным, в силу обычая и возраста, ехать с дочерью в Коломну, в одной из церквей которой уже намечено было совершить обряд венчания. Брак же являлся очень политически выгодным для обоих князей. Выход из тупика нашелся: Дмитрий Иванович встретил невесту с отцом в Кривандино, которое располагалось на древней дороге между Владимиром и Киевом, проходившей через Коломну. В память о предстоящем событии и получила будущая церковь близ места встречи свое название. Жених и невеста венчались в Воскресенской церкви. Семью годами раньше по этой дороге, скорее всего, Дмитрий Иванович ехал из Москвы через Коломну во Владимир венчаться в Успенском соборе на Великое княжение.

Теперь допускаем, что землю, на которой находилась Власовская, получил прадед братьев боярин князь Андрей Андреевич Голицын (? – 1638) с условием поддерживать в Кривандино Воскресенскую церковь, основанную Великим князем из рода Рюриковичей. И вот, когда предыдущее здание церкви ветшает, Андрей Андреевич строит новое здание, то, которое упоминается в писцовых книгах 1640 г. В нем сооружается дополнительный, Покровский, алтарь в память о роде Голицыных. Они имели династические и родственные связи с Рюриковичами, были вторым по знатности родом после них.

Тогда заинтересованность москвичей в строительстве нового здания Воскресенской церкви (1740 г.) можно объяснить тем, что его строил Михаил Михайлович. А отсутствие Покровского придела в нем – последующей постройкой Александром Михайловичем «лишней» Покровской церкви.

Рюриковичи и Голицыны имели и еще более глубокое родство.

 

Гедимин, Рюрик и Криве-Кривейте

Почему Дмитрий Иванович остановил свой выбор на Кривандино?

В VII-VIII веках с южного побережья Варяжского (Балтийского) моря в северо-восточном направлении, в том числе и в междуречье Волги и Оки, начало переселяться гонимое германскими племенами племя кривичей. Они и стали предками пруссов, литовцев, латышей и северных русских («Krievzeme (Кривская земля или Земля кривов)» на латышском языке означает «Русь»). Из гимна Латвийской ССР: Vien biedros ar diženās Krievzemes tautu (Лишь в дружбе незыблемой русским народом)».

Как известно, князья Голицыны ведут родословную от Великого князя Литовского Гедимина (1275-1341), т.е. от кривичей. Рюриковичи тоже являются потомками последних. Академик В.Л.Янин считает, что Начальная (Несторова) летопись дает понять, что приглашенные Рюрик и его дружина (IX век) не были ни норманами, ни готландцами, ни британцами и прибыли они с того же южного побережья Варяжского моря. По его мнению, кривичи и новгородские словены призвали варягов, с которыми издавна имели связи.

Само название племени кривичей произошло, по мнению академика Б.А.Рыбакова, от имени языческого литовского Верховного жреца Криве-Кривейте (Креве-Кревейте). Еще он называл кривичей полулитовцами.

 

Предположения шатурских краеведов

Шатурские краеведы Г.А.Крамич и Е.В.Старостин предполагают, что первая часть названия «Кривандино» происходит от названия племени кривичей. У них есть предположение о значении и второй части названия. Галина Анатольевна, исходя из того, что в глубокой древности сочетание «дон» означало «вода», «река», через цепочку «дон - дан - дин» пришла к выводу: «Кривандино» означает «река Кривичей». И это не смешно, как может показаться на первый взгляд. А Евгений Владимирович, учтя древнее родство литовцев и русских через балтов и кривичей, взял за основу литовское слово «vandu(у)o» («вода») и истолковал «Кривандино» как «Вода кривичей». Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить их за существенный и оригинальный вклад в изучение истории села. Кстати, вот еще одна цепочка: «vanduo - wu(у)nd; Kriwe, прусск. – Инд; племя «криви» из «Ригведы»».

Недавно предположение о кривичском происхождении названия села получило поддержку и довольно мощную, т.к. пришла она уже не со стороны краеведа-любителя, а профессионала-историка.

 

Варшавский профессор и другие Кривандино

В Российской государственной библиотеке хранится изданная в 1885 г. книга «Очерки Русской исторической географии. География Начальной (Несторовой) летописи». Написал ее один из основателей отечественной исторической географии, профессор Варшавского университета Н.П.Барсов (1839-89). Впоследствии книга была удостоена премии Российской Академии наук. В ней приведены названия свыше 75 селений, которые автор связал с областью расселения кривичей и названием племени. Вот некоторые из названий: Криви, Кревули, Кривичи, Крево, Криватичи, Кривовиц, Кривик, Кривицы, Кривляны, Кривовская, Кривцово, Кривино, Криванда. К указанным селениям Н.П.Барсов отнес также и два селения Кривандино, найденные им в Романово-Борисоглебском уезде Ярославской губернии! С учетом еще найденных получается, что другие Кривандино находятся в Великолукском и Новосокольническом районах Псковской области, Тутаевском районе Ярославской области (два селения) и Боровичском районе Новгородской области. Криванда находится в Лудзенском районе Латвии на границе с Псковской областью. Что бы это могло значить?

В «Курсе Русской истории» В.О.Ключевского есть некая подсказка: «В Древней Руси известны были три Переяславля: Южный или Русский (ныне уездный город Полтавской губернии), Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань) и Переяславль Залесский (уездный город Владимирской губернии) … Это перенесение южно-русской географической номенклатуры на отдаленный суздальский север было делом переселенцев …».    

Александр Михайлович Голицын

 Насколько известно, в памяти кривандинцев 40-50-х г.г. прошлого века не сохранились ни посещения Дмитрия Донского, ни роль князя А.М. Голицына, хотя о последнем, например, упоминалось сравнительно недавно, по историческим меркам, в книге священника И.В. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии ...»:
 

1.jpg

      Раздел «Кривандино. Церкви Воскресенская и Покровская» для вышедшего в 1891 г. 4-го тома этой книги был подготовлен настоятелем кривандинских храмов Михаилом Петровичем Цветаевым.

     Причиной «забывчивости» послужило, скорее всего, то, что А.М. Голицын (1723-1807) состоял в гражданском браке с венгерской графиней фон-Клюпфель. А в Российской империи подобный брак не мог быть законным и считался церковью большим преступлением. Дети, рожденные вне брака, освященного церковью, считались незаконнорожденными, не могли носить фамилию отца, наследовать сословные привилегии и его имущество. Давать ребёнку фамилию именитого отца значило запятнать его родовую честь запретной связью. Бросить на произвол судьбы в крестьянскую нищету было жалко. Поступали так: детям давали фамилию, которая являлась усечённой формой фамилии отца (Воронцов - Ронцов; Потемкин - Тёмкин; Репнин – Пнин).
          У князя с графиней были сын Александр и две дочери Екатерина и Дарья. Они получили фамилию де-Лицыны.
       Известно такое сообщение: «Въ дипломъ отъ римскаго императора Іосифа II, данномъ роду де-Лицыныхъ, показано, что родъ де-Лицыныхъ происходитъ отъ древней Дворянской фамилии, которая великую хвалу пріобрела себе своими делами, какъ въ статскихъ, такъ и въ военныхъ чинахъ. Потомки сего Рода, Александръ Александровъ сынъ и две сестры его, Каролина-Катерина и Генрика-Дарья де-Лицыны, въ 1772 году іюля 10 дня отъ римскаго императора Іосифа II пожаловані на дворянское Римской имперіи достоинство».
          Из-за незаконности брака А.М. Голицына кривандинским священникам и было рекомендовано, очевидно, не сообщать о нем прихожанам церквей. К тому же почти через полвека после кончины князя было построено новое здание Покровской церкви. В советское  время  говорить  о закрытых  церквях  и  их  истории  было  предосудительно  и небезопасно.
          А о связи Дмитрия Донского с Кривандино тоже, вероятно, предпочли забыть  в церковных кругах, много раньше, поскольку князь посещал языческий мегалитический храм в Кривандино и воспрепятствовал переименованию села в Красное (см. заметки «Красные мегалиты»).
       Дмитрий Донской (1350-1389) был канонизирован Русской Православной Церковью в лике святого благоверного князя только в 1988 г.

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Валентина Лукичева  - Кривандино   |2011-02-14 10:37:42
Боже как все интересно. Я родилась и росла в Кривандино но не знала ничего.
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Последнее обновление ( 12.04.2013 )
 
< Пред.
Advertisement

Голосования

Ну как Кривандинский сайт?
 
Яндекс.Метрика