|
Кривандинская земская начальная школа (училище) |
|
|
|
Написал Administrator
|
13.11.2010 |
|
Кривандинская
земская начальная школа (училище)
основана в 1877 году
|
|
На этой фотографии 30-х - 40-х годов здание пекарни.
По воспоминаниям старожилов в 30-х годах здание
земской школы использовали под пекарню.
Возможно, на фотоснимке здание бывшей земской школы .
|
|
Этот дом стоит на месте здания бывшей
Кривандинской земской школы.
Дом неоднократно перестраивался и менял хозяев.
По воспоминаниям
Татьяны Васильевны Левиной - Сахаровой
сруб этого дома
и есть часть здания земского училища.
|
Статья находится в разработке
Зе́мская школа — общеобразовательное учреждение под эгидой местного самоуправления (земства) в России в период с 1864 по 1918 годы. Официальное название - одноклассные / двуклассные начальные училища.
Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т.н. однокомплектные), и двухклассные с четырехлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Одноклассные училища также могли быть двухкомплектными, т.е. иметь двух учителей, 2 классных комнаты и до 100 учеников при курсе одноклассного училища.
Хотя земства формально не имели права непосредственно влиять на учебный процесс — определять содержание программ, выбирать учебники и пособия, назначать и увольнять учителей, — они, тем не менее, оказывали такое влияние. Помимо обязательных предметов (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение), земские учителя факультативным порядком преподавали природоведение, географию, историю. Земства снабжали учителей лучшими из существовавших в то время учебниками. Широко применяли наглядные пособия. Во многих земствах были организованы школьные, а позже и народные публичные библиотеки. И хотя Закон Божий преподавался в обязательном порядке всюду, но в земских — светских школах — он был наряду с прочими предметами, а в церковно-приходских, относившихся к ведению Синода, — над прочими предметами.
Занятия в земской школе проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Так как обучение не было обязательным, родители посылали детей в школу по желанию, четкого начала и окончания учебного года не существовало. Обучение, в среднем, продолжалось около 6 месяцев в году. Большинство детей не заканчивало полный курс земской школы, так как крестьяне в массе не считали образование сверх простой грамотности необходимым.
Учебный курс земской школы не давал никаких прав по образованию при поступлении на государственную службу и призыве на военную службу. Прохождение курса земской школы не давало права на поступление в средние учебные заведения, кроме как в их первый класс на равных основаниях с детьми, прошедшими домашнее образование. (Википедия)
По Положению о земских учреждениях, утвержденному царским правительством 1 января 1864 г., для заведования местными хозяйственными делами в губерниях и уездах создавались выборные органы местного самоуправления – губернские и уездные земские собрания и управы. В земствах преобладали дворяне, политики. Деятельность земств была поставлена под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел, которые утверждали председателей земских управ и могли приостанавливать постановления земских собраний. Земства могли содержать школу на свои деньги, но по закону не могли составить программу обучения, контролировать и направлять учебно-воспитательный процесс.
С начала 70-х гг. XIX века уездные земства все чаще берут на себя инициативу устройства новых сельских школ. В земской школе изучались: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, и по возможности, пение. Учителями же могли быть люди, имевшие домашнее образование и получившие свидетельство на звание учителя.
Передовые учителя давали знания по природоведению, географии, истории.
Изначально школы не имели стационарных помещений, парт, учебников, наглядных пособий. Впоследствии занятия велись по учебникам «Родное слово» К.Ушинского, «Азбука» и книги для чтения Л.Толстого, «Наш друг» Н.Корора. Земские школы сыграли большую роль в распространении грамотности и начального образования среди крестьян.
После Великой Октябрьской социалистической революции земские школы, как и другие учебные заведения, перешли в ведение наркомпроса и были преобразованы в школы 1-й ступени с 5-летним сроком обучения. (газета "Сенеж")
В Сборнике "Народное образование в Рязанской губернии", 1889 года издания, содержаться следующие сведения на 1886 год по Кривандинской земской начальной школе (училищу):
" Кривандинское (училище). Основано прихожанами местной церкви. Квартира учителя находится при школе. Библиотека состоит из 15 сочинений (307 экз). Плата за обучение не берется. Крестьяне расходуют на отопление и на наем сторожа 40 р. в год. Попечителя нет. Законоучитель - свящ. М.П. Цветаев (с 1878 г.); учитель - оконч. курс в Кирж. Учит. Семинарии Е.П. Комлев (с 1885 г.)".
|
|
Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г. |
|
По данным этого же сборника под школу используется деревянное пятиоконное здание, покрытое деревом, имеющее печное отопление. Площадь пола в здании - 95 квадратных аршин, что равняется примерно 70 квадратным метрам. В школе обучаются 31 ребенок, из них 26 мальчиков и 5 девочек из 5 селений. 24 ученика живут при школе, 3 на квартире и 4 уходят домой, так как живут в Кривандино. В школе 1 класс и 3 отделения. Обучение продолжается 3 года.
В школе обучаются 25 мальчиков и 2 девочки из крестьянских семей и 1 мальчик и 3 девочки из семей священников. Все 5 девочек учатся в младшей группе, двум из них 7 лет и менее, двум - 8 лет и одной - 10 лет. Девочки из крестьянских семей, как правило, больше года не учились, так как нужно было няньчить младших и помогать по хозяйству. В средней группе обучаются 9 мальчиков, а в старшей 11. 2-м мальчикам - 8 лет, 4-м - 9 лет, 3-м - 10 лет, 1-му - 11 лет, 7-м - 12 лет, 4-м - 14 лет. Средний возраст учащихся 10,9 лет.
Учебный год начинался 8 октября и заканчивался 31 мая. В течение учебного дня проводилось не более 5 уроков. В 1886 году окончили школу 10 учеников.
В статье использованы материалы, опубликованные на сайте "История и культура Рязанского края"
|
|
|
Последнее обновление ( 21.11.2013 )
|
|
|
|