Главная arrow Статьи, материалы, первоисточники arrow Тайные истоки видимых рек
Тайные истоки видимых рек Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
28.08.2010

ТАЙНЫЕ ИСТОКИ ВИДИМЫХ РЕК

АМИНА АХУДЖА, профессор филологии (Индия), НАТАЛЬЯ ГУСЕВА, доктор исторических наук

 
         За последние 35 лет советские и зарубежные   ученые — археологи, лингвисты, антропологи, этнографы — провели ряд глубоких научных исследований по происхождению, формированию и расселению древнейших народов — носителей языков индоевропейской семьи. Выяснилось с полной очевидностью, что территория формирования  этих народов лежала в широких областях Юго-Восточной Европы и что  самым поздним было разделение древних славян и арьев (индоиранцев).
        Арьи стали уходить в сторону Ирана и Индии во II тыс. до н. э., в эпоху бронзы. В силу длительного близкого соседствования этих двух больших групп народов в их языках, культуре   и   религиозных  представлениях сложилось много родственных черт. Исследования курганных захоронений южнорусских степей выявили также значительное сходство физических черт древних славян и арьев. В области материальной   культуры прослеживается сходство в глиняных игрушках и в сюжетах народных вышивок.
        Большое число научных публикаций компетентных специалистов проливает новый свет на проблему происхождения и расселения народов в древнейший период истории человечества. Публикуя статью, написанную по нашей просьбе видными советским и индийским учеными, редакция «ТМ» ставит целью ознакомить широкие круги советской молодежи с этими исследованиями. Приехал как-то в Москву индийский ученый. Лингвист. Знаток классического языка — санскрита. Очень древнего — его корни уходят в глубину тысячелетий. Но и в современных языках индоарийской группы, на которых говорит все население севера, запада и востока Индии, сохраняется 60—85 процентов слов, восходящих к санскриту.
И вот в одном из разговоров этот почтенный ученый буквально огорошил нас следующим заявлением:
        — Знаете, за месяц жизни в Москве я пришел к выводу, что русские говорят на какой-то из форм санскрита.
        — ???
        — Да-да. Это, правда, измененная форма, но я постоянно улавливаю в речи настолько знакомые слова, что их нельзя не узнать. Я научился уже многое понимать...
        Поскольку мы тоже изучали сан¬скрит и знаем русский, нас это очень заинтересовало. Он продолжал:
       — Например, числительные. Это важная и древняя часть каждого языка. Давайте сравним русские и санскритские:    первый — пурва, один — ади, два-две-двое — два-две-двая,           три-трое-третий-тройка   —   три-трая-треба-трика, четыре-четверо — чатур-чатвара... десятеро — дашатара. Да и многое другое.
       Не согласиться было нельзя. Ведь действительно — и многое другое-Индия. Храмы, мавзолеи, скульптуры. «Музей под открытым небом». В этих каменных цветах индийской земли хранится память многих веков. Спускаясь по ступеням дат, мы можем перешагнуть нулевую точку григорианского календаря и дойти до памятников I тыс. до н. э. А дальше разрыв. Ни зданий, ни скульптур. Видимо, не сохранились : материалом служили глина и дерево. Муссонные ливни, жара и термиты разрушили все, что создали люди.
       Но под слоем сухого песка северо-западных областей Южноазиатского субконтинента найдены следы цивилизации, существовавшей в IV—III тыс. до н. э., в так называемую доарийскую эпоху. То была цивилизация народов, пользовавшихся языками дравидийской семьи, на которых и сейчас говорит свыше 100 млн. жителей Южной Индии. Памятники древней цивилизации изучают археологи: они раскапывают все новые города, находят скульптуры, печати с тонкой резьбой, письменами...
       Но о чем все-таки умалчивает бесписьменный период индийской истории, последовавший за упадком этой цивилизации? О чем могли бы сказать статуи и святилища? Если на них есть надписи — благо историкам. Если нет — их датируют по аналогиям, по изображенным деталям, по стилевым особенностям. Это прекрасная, важная и нужная работа. Но ведь это камни, камни, камни.
       А создавали все это человеческие руки. И люди не молчали, живя на земле, творя свою историю. Язык — вот самый достоверный из памятников. В разговорных и литературных формах языка отражались мысли, поиски, стремления и свершения людей.
      Непрерывающимся широким потоком текла речь людей сквозь поколения, сквозь столетия. Долгими веками накапливался запас устного творчества — легенды, сказки, песни, притчи, молитвы и заклинания. И зародившаяся письменность просто уже не успевала фиксировать то, что знали и передавали люди из уст в уста. Многое до сих пор хранится лишь в устном запасе, в коллективной памяти каждого народа. В его речи.
         Неоднократно люди пытались выяснить, откуда берутся слова. Даже изолировали иногда маленьких детей от общества и поручали их присмотру немых нянек. Есть, например, легенда о подобном опыте одного египетского фараона. И ребенок в конце концов якобы произнес слово «бекос», что на древнем фригийском языке означает «хлеб». Старательно пытались решить загадку, а ответ оказался простым — рядом с ребенком была коза, он пытался воспроизвести звук ее блеяния «бе-е», это и породило толки о слове «бекос». Так создаются легенды.
        Нет и не может быть выдуманных языков, и неоткуда взять человеческие слова тем, кто их не слышит. Не могут освоить человеческую речь и те дети, которые волей случая выросли среди зверей,— в Индии, например, недавно в джунглях снова был найден мальчик, вскормленный волками; он так и не научился говорить и умел «объясняться» только «по-волчьи».
Люди создавали свои языки в процессе длительного исторического развития и взаимного общения. Вся их жизнь издревле отражалась в словах языка, как и в образах искусства — наскальных росписях, фресках, изваяниях...
       Некогда, а точнее в VI—II тыс. до н. э., на территории Юго-Восточ¬ной Европы обитали племена индоевропейцев. До сих пор не восстановлены их названия и не определены территории расселения каждого племени. Ученые ведут поиск, пытаясь реконструировать древние формы их языков. Так, например, выяснилось, что на Таманском полуострове жил народ синдов, говоривший на языке арийской, или индоиранской, группы. А «синд» — это «синдху» (река), это и «Синд» (Инд), а отсюда и «Индия» более позднего времени. Об этом писали уже античные греки, а затем — европейские ученые XVIII—XIX ве¬ков. И точным лингвистическим анализом подтвердил это советский исследователь О. Н. Трубачев. Обнаружил он и длинный ряд долго сохранявшихся арийских географических названий по всему Крымскому полуострову и в Поднепровье.
Крым — Днепр — Тамань и... Индия? Как? Каким образом?
        А ведь русские ученые уже с конца XVIII века стали обращать внимание на большое количество совпадений в славянских и арийских языках. Это сначала поражало всех, но затем такие слова начали постепенно становиться предметом систематического изучения. К сожалению, пока еще крайне недостаточного...
        Итак, факты языка. А точнее, языков. Тех, на которых говорили древние племена Северного Причерноморья. Говорили задолго до начала новой эры. Именно здесь, в этих областях, складывались наиболее древние формы того языка, из которого развился санскрит, ставший впоследствии «языком индийской культуры». Начиная со 2-й половины II тыс. до н. э., с того времени, когда на северо-западе Южноазиатского субконтинента стали появляться племена древних арьев (которые известны и под именем арийцев).
Почему могли до нас дойти древние формы их языка? А потому, что их тщательно сохраняли жрецы, передавая от поколения к поколению гимны, речения и молитвы. Без права изменить хотя бы слог, не говоря уже о слове. И вот теперь все более широкое внимание привлекает к себе феномен разительного сходства между восточнославянскими языками — русским, украинским, белорусским — и санскритом.    :
        Возникает вопрос: какие же слова можно причислить к самым древним?
       Например, термины, связанные с родственными   отношениями.   И здесь, в санскрите, и, скажем, в русском немало общего. Ну, такие  слова, как «мать», «матерь» (на санскрите «матри»), имеют аналогии  во многих индоевропейских языках, но вот «праматерь» — только в санскрите:  «праматри». Понятия «деверь»,  «брат»,  «свекор» выражаются на санскрите словами  «девара»   (или   «деври»), «бхратри», «свакар». Понятия «дядя» и «свояк» — соответственно «дада» (не только брат одного из родителей, но и вообще старший мужчина) и «свака». А само слово «свойство» будет «сватва».
        Если взять местоимения — тоже древние формы, — то здесь нас также заинтересует ряд схождений. Например, «вам»,   «вас»,  «нас», «те», «то»  просто одинаковы в обоих языках. А другие местоимения крайне близки. Так, русским «свой», «тот», «этот» в санскрите соответствуют   «сва»     («свая»), «тад» («тат»), «этад» («этат»).
       Когда мы хотим спросить — как? когда? куда? — мы можем вспомнить, что задолго до начала новой эры в языке арьев эти слова звучали в форме  «ка»,  «када», «кутах». Вечные понятия жизни и смерти тоже обозначались сходными словами: «живой», «живо» — «дживан», «джива», а «мертвый» — «мриттью».
       Когда же произошло разделение восточноевропейских народов, когда ушли арьи в Южную Азию? Намного позже выделения племен — носителей европейских языков из массива всех индоевропейцев. Волна за волной уходили на восток из своей прародины племена кочевых скотоводов-арьев. Уходили, уводя с собой разросшиеся стада, увозя в кибитках женщин и детей, унося в памяти не только сложившиеся нормы языка, но и нормы семейно-родовых отношений. Уносили песни, легенды и веру в своих богов.
        Уходили, но, очевидно, не все. Историкам неизвестны причины, которые могли бы согнать весь массив древних арьев с тех земель, где сложились их племенные объединения. Да, менялись формы хозяйства,  развивавшееся скотоводство требовало новых просторов (кстати, русским словам «новый» и «простор» соответствуют санскритские «нава» и «прастара»), но какая-то часть арьев должна была остаться на своих родных землях.
         Те, что остались, продолжали поддерживать добрососедские связи с предками славянских племен. И кстати, кем они были — просто соседями или близкими родственниками? Если бы сохранились самые древние названия племен, было бы легче ответить на этот вопрос. Рискнем высказать лишь одну из догадок — в числе древних славян было племя кривичи, а в числе пришедших в Индию арьев — племя криви. След ли это? Вполне возможно. У арьев было слово «драва», означающее «дрова». Нельзя ли проследить ряд: дрова — дерево — деревья (лес) — древляне (жители леса, люди деревьев), то есть одно из славянских племен?..
         Прервав на минуту разговор о явлениях языка, давайте вглядимся в красочный мир духовной жизни древних арьев и предков славян, в мир их представлений о природе, космосе, жизни человеческого духа — обо всем том, что нашло свое отражение в их религиозных культах. Посмотрим, не осталось ли следов этих забытых — забытых ли?— культов в веропредставлениях народов, унаследовавших культуру той и другой группы племен. В Индии — потомков индоарьев и тех, кто воспринял их древние идеологические представления. А в Восточной Европе — потомков древних славян,  жителей Причерноморья и Поднепровья, которые населяют сейчас все славяноязычные земли и которые на протяжении 30 веков хранили в толще своей много пережитков язычества. Да и сейчас хранят.
          Попытаемся для начала найти общие имена богов, как сходные цветовые пятна на многокрасочной палитре верований этих народов, живших когда-то рядом, а затем столь отдалившихся друг от друга. Или как тонкие мостики, которые и сейчас еще можно перебросить через колоссальные пространства и десятки веков.
         Одним из главных культов язычников-славян было поклонение огню. Огонь — огнь — огни... А на санскрите? Агни, бог огня. Это его главное имя.   Но есть и другие, одно из них — Кравьяд, «поедатель кровавой плоти». Пожалуй, тут даже не требуется перевод на русский язык...
        Есть еще слово «яга». На каком языке? Да на обоих. На санскрите оно означает «жертва». А в славянских сказках Баба Яга всегда нуждалась в жертвах — ей требовалось то сварить, то изжарить кого-нибудь на огне. С этими образами сближается и «ягненок» — первая среди жертв.
       Но не только огню поклонялись древние. Они не могли не считаться, например, с силой ветра и бурь. Ветер вызывал восторг и страх, от него зависели дожди, молнии и плодородие. Остался ли он в языковой памяти обеих групп народов? Да, а иначе и быть не могло. И у арьев он, очевидно, связан с доиндийскими областями их расселения. В славянских языках есть такое слово, как  «веять», живо напоминающее образ великого арийского Ваю, которого воспевали в молитвах и гимнах. Есть и другой сходный момент — с русским «ветер» почти точно совпадает санскритское «вата(р)».
        Многие  слышали о славянском божестве Стрибоге. Слово «бог» на древних арийских языках имеет форму   «бхага» — «милостивец», а «стри» означает «простираться, излучать свет». Не следует ли отсюда вывод, что имя «Стрибог» можно расшифровать как «бог небесных (световых) просторов»?
        Да, несмотря на все попытки христианской церкви искоренить славянское язычество, оно долго не сдавало своих позиций. По описанию этой борьбы можно многое узнать. Русские летописи содержат в себе множество интересных сведений, касающихся языческих верований. Например, в летописях упоминается Мокошь, с именем которой связывались представления о ночи, об уходе навеки. А в санскритской литературе «мокша» — это конечное освобождение души. Как бы ни трансформировало время эти понятия, но общие корни просматриваются. Была у славян и вера в бога Рода — могучего, гневного владыку неба и одновре¬менно покровителя кровного род¬ства. И были связанные с ним сло¬ва «руда» (кровь) и «рудый», «рдя¬ный». А у арьев был гневный, владычный, красный (или бурый) бог Рудра, и были слова «рудх» и «руд-хира» — «быть красным». «Капище», святилище древних славян, вероятно, восходит к санскритскому «капа» — группа богов. Любопытно, что не только «небо, небеса»
       Итак, русский язык: речь, те, который, знать, тогда, всегда, давать (дать), остановиться (стать), слушать.
       Санскрит: рич, те, катара, джня, тада, сада, да, стха, шру.
       Почти точные совпадения (с учетом исторически сложившихся звуковых вариантов и отсутствия славянских  глагольных окончаний). Интересно вспомнить и о том, что, кроме слова «рик» («рич»), то есть «речь», в санскрите был и глагол «вак». Мысль о русском диалектном «вяк(ать)», возникает сама собой. А у арьев была даже богиня речи по имени Вач (Вак) — так высоко ценили они силу слова.
       Слова. Воистину, это нерукотворный памятник истории каждого народа. Они рождаются, развиваются, изменяются, иногда умирают. Подчиняясь обстоятельствам и пытаясь точнее отразить их, слова во многих языках обрастают так называемыми формальными частицами, обретают приставки и суффиксы. Меняя к тому же свои окончания по родам, числам и падежам, они становятся от каждого изменения все богаче и выразительнее. Они наполнены пульсирующей кровью каждой эпохи. И чем больше  становится период разлуки некогда близких народов, тем заметнее делается разница между их некогда близкими языками.
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
< Пред.   След. >
Advertisement
Яндекс.Метрика